О вопросах утилизации автотранспортных шин
согласно требованиям стандарта СТ РК 2187-2012 «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении»

1. Общие понятия- шины
2. Область применения стандарта
3. Регулирование вопросов сбора отходов шин
4. Требования по сбору отходов шин
5. Учет отходов шин.
6. Порядок передачи, транспортировки и приемки отходов шин
7. Предприятия, специализирующиеся на утилизации отходов шин.

 

 

1. Общие понятия

К изношенным автотранспортным шинам относятся автотранспортные шины (в том числе покрышка шины и пневматическая шина), бывшие в эксплуатации в течение гарантийного срока службы, не подлежащие восстановлению и представляющие собой отходы производства и потребления.

Отходы шин в зависимости от уровня их опасности классифицируются и относятся к отходам с индексом G (зеленый список) согласно Классификатора отходов, утвержденного приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан №169 от 31 мая 2007г. Подраздел «GК РЕЗИНОВЫЕ ОТХОДЫ», код уровня опасности промышленных отходов GК020.

Отходы зеленого класса опасности обычно допускается размещать на полигонах ТБО, однако это не касается отходов автомобильных шин.
В статье 301 Экологического Кодекса РК «Отходы, не приемлемые для полигонов», указано, что запрещается принимать для захоронения на полигонах целые использованные шины и их фрагменты, за исключением их применения в качестве стабилизирующего материала при рекультивации.

Шины теоретически можно размещать на собственной территории, но для этого необходимо разрабатывать проект нормативов размещения отходов с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы и дальнейшим оформлением разрешения на эмиссии в окружающую среду.

Также размещение шин на земле имеет потенциальную опасность для здоровья людей и окружающей среды.

Опасность для окружающей среды обусловлена стойкостью изношенных автотранспортных шин к биологическому разложению, постоянно растущими объемами образования отходов шин, а также эмиссиями в атмосферу при их несанкционированном сжигании и выщелачивании вредных веществ.

Опасность для здоровья человека обусловлена влиянием вредных веществ  на организм человека при несанкционированном сжигании отходов шин и выщелачивании, а также распространением грызунов и насекомых в изношенных автотранспортных шинах, которые являются разносчиками различных заболеваний.

2. Область применения стандарта

В настоящее время в городе Петропавловске количество автомобилей уже превысило 25 тысяч единиц и продолжает расти. Аналогично, растет количество автомобилей по Северо-Казахстанской области (мы рассматриваем только наш регион Казахстана). Следовательно, увеличивается количество изношенных шин. Ситуация усугубляется еще и малым сроком эксплуатации шины – несколько лет, а также наличием у пользователей 2 комплектов шин: для зимнего и летнего периода.

Согласно данных Агентства по статистике Северо-Казахстанской области, за 1 квартал 2013 года область получила 46,4 тонн шин (включая камеры). В проекции на год получается 185 тонн шин, поступивших в область.

Соответственно эти 185 тонн через несколько лет переходят в категорию отходов.

С целью осуществления контроля над сложившейся ситуацией с утилизацией отработанных шин, в настоящее время установлены новые требования согласно введенному стандарту СТ РК 2187-2012 «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении». Стандарт разработан Центром «Содействия устойчивому развитию РК», утвержден приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии

Министерства индустрии и новых технологий РК от 26.06.2012 г. № 321-од. Стандарт введен в действие с 1 июля 2013 г.

Стандарт распространяется на отходы изношенных автотранспортных шин, их покрышки и камеры, в том числе их куски и фрагменты, непригодные для дальнейшего использования по назначению на производстве и в быту.
Стандарт не распространятся на процессы захоронения отходов шин на полигонах при рекультивации.

Требования стандарта распространяются на государственные органы, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.
Областью применения стандарта являются непригодные для дальнейшего использования по назначению на производстве и в быту:

–отходы изношенных автотранспортных шин;
–покрышки и камеры шин;
–куски и фрагменты шин.

Требования могут применяться при обращении:

–с отходами резинотехнических изделий;
–прочей резиновой продукции;
–с новыми шинами, забракованными в процессе производства и непригодными для дальнейшего использования.

В то же время требования стандарта не распространяются на отходы шин оборонной продукции и ядерных объектов.

3. Регулирование вопросов сбора отходов шин

Регулирование вопросов сбора, учета, хранения и переработки отходов шин имеет целью:

а) предотвращение загрязнения окружающей среды отходами шин;
б) противопожарную профилактику;
в) рациональное использование отходов шин в качестве вторичного сырья, непригодного для повторного использования по прямому назначению вследствие износа, разрезанности или других причин.

Стандартом установлены следующие требования:

- запрещается производить несанкционированное сжигание, захоронение отходов шин на полигонах, размещение отходов шин на свалках, отвалах, в отработанных карьерах;

- отходы шин должны утилизироваться и перерабатываться исключительно специализированными предприятиями, имеющими необходимое оборудование для переработки данного вида отходов и соответственную документацию, регламентирующую процесс переработки резиновых отходов

- отношения между собственниками отходов и специализированными предприятиями, регламентируются заключаемыми между ними договорами.

Требования к собственникам (образователям) отходов шин:

- осуществлять безопасное обращение с отходами с момента их образования;

-производить раздельный сбор и хранение этих отходов на специально отведенных площадках до их передачи;

- пользоваться услугами специализированных предприятий;

- нести расходы за операции по сбору, хранению, транспортировке, утилизации, переработке отходов шин;

- транспортировать отходы шин в места их переработки (по договору со специализированными  предприятиями)

-вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета.

Физические и юридические лица – собственники отходов шин несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования до момента передачи транспортной компании.
Транспортные компании несут ответственность за безопасное обращение с момента погрузки отходов шин на транспортное средство и до момента передачи отходов специализированному предприятию.

4. Требования по сбору отходов шин

Предприятия – собственники отходов шин должны производить раздельный сбор и хранение этих отходов на специально отведенных площадках до передачи их специализированным предприятиям по обращению с отходами.

Отходы шин складируются на территории предприятия на специально оборудованных площадках временного хранения с непроницаемой поверхностью, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

При выборе и эксплуатации места для хранения отходов шин следует учитывать следующие требования:

а) предотвращение и минимизация риска пожаров путем осуществления требований по защите и мер по сокращению распространения пожаров;

б) сведение к минимуму последствий для здоровья населения путем предотвращения и контроля за размножением грызунов и насекомых – переносчиков заболеваний.

При обращении с отходами шин, с целью предотвращения выщелачивания,  на них не должны влиять следующие факторы,:

а) озон, свет, тепло, органические растворители, минеральные масла, смазочные материалы, топливо, кислоты, щелочи;

б) длительное соприкосновение с медными веществами.

Следовательно, шины должны храниться как минимум на отдельной площадке с водонепроницаемым покрытием, под навесом, вне источников прямых солнечных или тепловых лучей.
Во избежание опасности возгорания складируемых отходов шин необходимо установить запрет на курение или другие действия, вызывающие возгорание.
Срок хранения отходов шин на площадках временного хранения с момента их образования до переработки не должен превышать трех лет.

5. Учет отходов шин

Хозяйствующим субъектам следует вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин. Форма журнала учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин приведена ниже.

Журнал учета поступления

Как мы видим, нет необходимости срочно сдавать шины специализированным организациям, срок хранения составляет 3 года с даты образования отхода до даты передачи.

Однако и нужно понимать следующее: если Вы будете хранить отходы 3 года, а потом оптом все сдадите, то специализированная организация у Вас просто не примет, так как каждая специализированная организация оформляет разрешение на эмиссии в окружающую среду. И, соответственно, могут принять только определенное количество отходов, не более. И чисто теоретически больше этого количества они могут принять отходы только в том случае, если собственник отходов согласен заплатить цену с 10-ти кратным коэффициентом, с учетом затрат на выплаты специализированной организации за ущерб окружающей среде, оплату налогов и административных штрафов.

На практике, на это никто не пойдет, в первую очередь сама специализированная организация, которая не заинтересована быть нарушителем экологического законодательства.

6. Порядок передачи, транспортировки и приемки отходов шин

Стандартом установлен следующий порядок передачи, транспортировки и приемки отходов шин:

Транспортировка отходов шин в места их переработки осуществляется специализированными предприятиями или собственниками отходов самостоятельно.

Отношения между собственниками отходов и специализированными предприятиями, осуществляющими сбор и транспортировку изношенных автотранспортных шин, регламентируются заключаемыми между ними договорами.

Передача отходов шин на переработку, оформляется актом приема-передачи, накладной или иным документом, содержащим следующую информацию:

а) наименование физического или юридического лица, сдающего отходы шин;
б) номер партии;
в) наименование отходов;
г) описание отходов (целые шины, камеры, куски/фрагменты шин и/или камер);
д) количество отходов (для целых шин, камер), шт.;
е) массу отходов, кг (т);
ж) дату погрузки на транспортное средства (число, месяц, год);
и) дата приема на утилизацию/переработку;
к) фамилия, имя, отчество и подписи ответвенных лиц за передачу и прием отходов.

Отходы шин принимают партиями по массе или поштучно с описанием отходов – изношенные шины легкового, грузового транспорта или специализированной техники, камеры шин, их куски и фрагменты. Партией считают любое количество отходов шин, сопровождаемое актом приема-передачи, накладной или иным документом.

Также согласно требований экологического законодательства, на каждый вид отходов, сдаваемых специализированной организации, должен быть разработан паспорт опасных отходов. При заключении Договора одновременно предоставляется паспорт опасных отходов.

При передаче отходы шин должны быть чистыми, не иметь посторонних включений, не содержать масляных и других загрязнений.
Отходы автотранспортных шин должны быть очищены от колесных дисков, больших кусков грязи и иных посторонних предметов, таких как стекло, дерево, пластик, камни и т.п.

Шипованные автотранспортные шины могут быть переданы на переработку вместе с шипами по согласованию сторон.
Камеры пневматических шин должны быть освобождены от вентилей.

Отходы шин транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
С момента погрузки отходов шин на транспортное средство и до момента передачи отходов специализированному предприятию, ответственность за безопасное обращение с ними несет транспортная организация или лицо, которому принадлежит данное транспортное средство.

7. Предприятия, специализирующиеся на утилизации отходов шин.

В нашем городе и области на утилизации опасных отходов, а также шин автомобильных специализируется ТОО «Elean.kz». Среди части предприятий присутствует следующее заявление:

«Отходы шин по факту отсутствуют, так как мы оставили старые шины при замене на шиномонтаже».

Тогда нужно понимать следующее:

1. У предприятия должен быть документ, подтверждающий факт передачи шин шиномонтажной организации, с подписью шиномонтажной организации.
2. Шиномонтажная организация должна быть готова к проведению встречной проверки.

Также хотелось бы обратить внимание, что некоторые организации передают отходы шин КСК, детским садикам, школам, организациям, физическим лицам и т.д. для огораживания участков территории и других нужд.

Нужно отметить, что стандартом введено уточнение: требования распространяются на  отходы шин и новые шины, непригодные для дальнейшего использования по назначению. В назначение шин не входит огораживание территории, следовательно, передача их в данном случае неправомерна. Их необходимо предупредить о возникновении соответствующих обязательств по утилизации отходов.
Но если все-таки передача произошла, необходимо наличие документов, подтверждающих передачу.

Согласно требований настоящего стандарта, предприятию необходимо контролировать и документально подтверждать весь цикл обращения шин, начиная от закупа новых шин и заканчивая сбором, хранением и передачей на транспортировку отходов шин.