Экологические требования к отходам производства
Отходы производства и потребления по степени опасности разделяются на опасные и неопасные.
К опасным отходам относятся отходы, содержащие одно из следующих веществ: взрывчатые, легковоспламеняющиеся, самовозгорающиеся, ядовитые и другие вещества.
Класс опасности отходов определяется согласно паспорта опасного отхода, разработанного на основании Классификатора отходов, утвержденного Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-п.
Паспорта опасных отходов заполняются отдельно на каждый вид отходов и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Классификатором отходов устанавливается 3 уровня опасности отходов: Зеленый — индекс G; Янтарный — индекс А; Красный — индекс R.
Кодировка отходов учитывает область образования, способ складирования утилизации, составные элементы, вид опасности и т.д.
Согласно требований экологического законодательства, на каждый вид отходов, сдаваемых специализированной организации, должен быть разработан паспорт опасных отходов. При заключении Договора на сдачу отходов специализированной организации одновременно предоставляется паспорт опасных отходов.
Паспорта опасных отходов составляются на отходы из Янтарного и Красного списков и подлежат регистрации в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды в течение трех месяцев с момента образования отходов. По мере поступления дополнительной информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы (например, объем образования отходов), паспорт опасных отходов подлежит обновлению и перерегистрации.
Несмотря на то, что паспорта разрабатываются только для опасных отходов, согласно Статья 304 Экологического Кодекса РК Собственники отходов, сдающие отходы на полигон, обязаны предоставить владельцу полигона достоверную информацию об их качественных и количественных характеристиках, подтверждающую отнесение отходов к определенному виду. То есть, для полигона ТБО необходимо предоставить сведения о характеристиках отходов ТБО и, соответственно, разработать паспорт отхода. В таких случаях рекомендуется разработать паспорт по форме паспорта опасных отходов, но назвать его сведения о классификации отходов и не регистрировать его в департаменте экологии.
Владелец полигона обязан письменное подтвердить получение отходов и обеспечивать хранение данной документации в течение пяти лет.
Программа управления отходами разрабатывается физическими и юридическими лицами, имеющими объекты I и II категории, в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. К какой категории относится предприятие, указано в проекте предельно-допустимых выбросов ПДВ.
Программа управления отходами должна содержать сведения об объеме и составе образуемых и размещенных отходов, методах их хранения, утилизации, захоронения, рекультивации или уничтожения. Программа управления отходами разрабатывается на срок не более десяти лет и согласовывается с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
У некоторых природопользователей, в основном, имеющих котельные установки, в программе экологического контроля в части управления отходами записано, что нефтесодержащие отходы сжигаются в котельных установках, золошлаковые отходы используются для подсыпки территории, а шины служат для облагораживания территории.
В этом случае необходимо понимать, что происходит размещение отходов на территории предприятия. А размещение отходов, как эмиссия в окружающую среду, должно нормироваться. В таких случаях нормативы эмиссий устанавливаются в составе проекта нормативов размещения отходов (НРО), который согласуется с органами экологии и санэпиднадзора. После разработки проекта НРО дополнительно разрабатывается программа управления отходами. И затем природопользоватеь может получить разрешение на эмиссии в окружающую среду и складировать отходы в рамках нормативов и в местах, указанных в проекте НРО.
Срок действия разрешения на размещение отходов определяется сроком действия заключений государственной экологической экспертизы, выданных на содержащие нормативы проекты и составляет 5 лет.
При отсутствии нормативов размещения отходов экономическая оценка ущерба от загрязнения земельных ресурсов определяется согласно правил, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Помимо суммы за возмещение ущерба в части экологии, предприятию может быть предъявлена претензия со стороны налоговых органов, за неоплату эмиссий в окружающую среду. И сумма ущерба и сумма налоговых выплат рассчитываются в таких случаях с повышающим коэффициентом, равным 10 (десяти).
В то же время, согласно ответа Министра охраны окружающей среды РК от 29 ноября 2012 года на вопрос от 20 ноября 2012 года № 175227 (e.gov.kz) «Разрешениями на эмиссии в окружающую среду не регулируются объемы образования отходов производства и потребления, подлежащие вывозу или реализации согласно заключенным договорам (не относится к специальному природопользованию).
Предприятию необходимо решать, что выгодней с финансовой точки зрения. Например, если предприятие размещает свыше 250 тонн золошлаковых отходов, то ему выгоднее раз в 5 лет делать проект НРО и программу управления отходами, получать разрешение и платить налоги согласно Налогового Кодекса.
Если предприятие размещает 50 тонн золошлаковых отходов, то ему выгоднее заплатить специализированной организации и передать ей отходы.
Право собственности на отходы определяется статьей 283 Экологического Кодекса РК, что физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, являются их собственниками и несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования.
Собственник отходов должен пользоваться услугами субъектов, выполняющих операции по сбору отходов, либо обязан самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов.
Передача собственником отходов субъектам, выполняющим операции по сбору отходов, означает одновременно переход к таким субъектам права собственности на отходы, если сторонами не заключено соглашение на иных условиях.
Размещение и удаление отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с департаментом экологии и санэпидемстанцией.
Места временного хранения отходов предназначены для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения.
Ввоз отходов на территорию Республики Казахстан физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) а также ввоз отходов с целью захоронения и обезвреживания запрещается.
К различным видам отходов применяются соответствующие требования:
Чрезвычайно опасные отходы хранят в герметичной таре (стальные бочки, контейнеры). По мере наполнения, тару с отходами закрывают стальной крышкой, при необходимости заваривают электрогазосваркой. Так устроен полигон опасных отходов Шаруа в Костанайской области. После укладки тары в подземные бетонные хранилища их закрывают и заливают сверху бетоном.
Высокоопасные отходы хранят, согласно агрегатного состояния, в полиэтиленовых мешках, пакетах, бочках и других видах тары, препятствующей распространению вредных веществ (ингредиентов).
Умеренно опасные отходы хранят в таре, обеспечивающей локализованное хранение, позволяющей выполнять погрузочно-разгрузочные и транспортные работы и исключать распространение вредных веществ.
Малоопасные отходы могут храниться открыто на промышленной площадке в виде конусообразной кучи.
Сбор медицинских отходов осуществляется в одноразовых емкостях. Для каждого класса медицинских отходов контейнеры, емкости и пакеты для сбора отходов должны иметь различную окраску (белый, желтый красный цвет).
Промышленную площадку для временного хранения отходов располагают на территории предприятия с подветренной стороны. Площадку покрывают твердым и непроницаемым для токсичных веществ материалом, обваловывают, с устройством слива и наклоном в сторону очистных сооружений. Направление поверхностного стока с площадок в общий ливнеотвод не допускается.
ТБО хранят в контейнерах, пластиковых, бумажных пакетах или мешках, по мере их накопления удаляют.
Площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО устраивают с водонепроницаемым покрытием и сплошным ограждением.
Контейнеры для сбора ТБО оснащают крышками. Расстояние от контейнеров до краев площадки предусматривают не менее 1 м. Площадку размещают на расстоянии не менее 25 м и не более 100 м зданий.
Несмотря на то, что шины относятся к отходам зеленого класса, однако согласно статьи 301 Экологического Кодекса РК «Отходы, не приемлемые для полигонов», шины запрещается принимать для захоронения на полигонах (целые или фрагменты).
С целью осуществления контроля над сложившейся ситуацией с утилизацией отработанных шин, в настоящее время установлены новые требования согласно введенному стандарту СТ РК 2187-2012 «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении». Стандарт разработан Центром «Содействия устойчивому развитию РК», утвержден приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК от 26.06.2012 г. № 321-од. Стандарт введен в действие с 1 июля 2013 г.
Стандартом установлены следующие требования:
- запрещается производить несанкционированное сжигание, захоронение отходов шин на полигонах, размещение отходов шин на свалках, отвалах, в отработанных карьерах;
- отходы шин должны утилизироваться и перерабатываться исключительно специализированными предприятиями, имеющими необходимое оборудование для переработки данного вида отходов и соответственную документацию, регламентирующую процесс переработки резиновых отходов
- отношения между собственниками отходов и специализированными предприятиями, регламентируются заключаемыми между ними договорами.
Требования к собственникам (образователям) отходов шин:
-производить раздельный сбор и хранение этих отходов на специально отведенных площадках с непроницаемой поверхностью
- пользоваться услугами специализированных предприятий;
-вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета.
Физические и юридические лица – собственники отходов шин несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования до
Срок хранения отходов шин на площадках временного хранения с момента их образования до переработки не должен превышать трех лет.
Хозяйствующим субъектам следует вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин. Форма журнала учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин приведена ниже.
Передача отходов шин на переработку, оформляется актом приема-передачи, накладной или иным документом, содержащим информацию о наименовании физического или юридического лица, сдающего отходы шин, количестве отходов (для целых шин, камер).
Отдельно выделяются экологические требования при хранении отходов, содержащих стойкие органические загрязнители. В срок до 31.12.2014 года все предприятия, имеющие в наличии маслосодержащее электрооборудование, должны проверить масло на наличие стойких органических загрязнителей – полихлорированных дифенилов (ПХД). В случае, если содержание ПХД в масле превышает 50 мг/кг или собственник не проводил анализ, оборудование переводится в разряд ПХД – содержащего оборудования, что обусловлено требованиями статьи 5 Экологического Кодекса РК о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, что обозначает виновность природопользователя в нанесении ущерба окружающей среде, пока сам природопользователь не докажет обратное.
Если оборудование содержит ПХД, то собственник обязан сделать специальную маркировку оборудования, разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, заключить Договор экологического страхования, разработать Специальное положение о порядке организации и ведения работ на экологически опасных объектах, пан управления ПХД.
В процессе эксплуатации собственник должен обеспечить комплект оборудования, инструментов и снаряжения, специально предназначенный только для обслуживания ПХД-содержащего оборудования; вентиляцию в местах установки, хранения ПХД-содержащего оборудования или отходов; порожние емкости для жидких ПХД (ООН-сертифицированные емкости бочки, контейнеры), с суммарным объемом, достаточным, чтобы вместить 110 % жидкости наиболее вместимого ПХД-наполненного аппарата из числа имеющегося ПХД-содержащего оборудования; комплект инструментов, оборудования, снаряжения для ликвидации последствий аварий и проливов; первичные средства пожаротушения; комплект СИЗ для персонала при обращении с ПХД; автономный дыхательный аппарат.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование сварочных работ на ПХД оборудовании, при проливе более одного литра ПХД необходимо удалить слой почвы толщиной не менее 15 см и складировать его в специализированной закрытой ООН-сертифицированной емкости. В случае попадания ПХД на бетонные поверхности они должны быть очищены с применением специализированных растворителей и адсорбентов в течение первого часа после пролива. При более поздней очистке слой бетона после одного часа необходимо механически разрушить и удалить как ПХД-содержащие отходы.
Выведенное из эксплуатации ПХД-содержащее оборудование переводится в категорию ПХД-содержащих отходов с выполнением дальнейших процедур по обращению с опасными отходами согласно статье 293 Экологического кодекса Республики Казахстан. Собственник опасных отходов должен обеспечить маркировку упаковок с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов обязан проинформировать их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними.
Учет в области обращения с отходами регулируется Статьей 296 Экологического Кодекса РК.
Собственник отходов обязан вести их учет, а также собирать и хранить информацию об опасных для окружающей среды или здоровья человека свойствах отходов. Документация по учету отходов должна храниться в течение пяти лет.
Собственники отходов представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды ежегодный отчет о своей деятельности в области обращения с отходами для внесения их в Государственный кадастр отходов.
Первичные статистические данные в области отходов представляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики.